|
Гиоргос Аргитис |
27 ноября 2012 года Еврогруппа договорилась о новой «сделке по Греции», которая еще раз показывает полное отсутствие политической воли решать проблему долгового кризиса Греции, а также заниматься катастрофической социальной и экономической ситуацией в стране. Это факт все больше заставляет греков задумываться о том, что кризис государственного долга включает в себя продвижение значительных геоэкономических и геополитических интересов за счет национального суверенитета. Тем не менее, в чисто экономическом смысле новое соглашение имеет два основных аспекта: во-первых, условие Тройки ("Тройка" международных кредиторов:Европейский союз, Международный валютный фонд и Европейский центральный банк. Прим. редактора).
Читать полностью:
http://quote.rbc.ru/person/2012/10/04/33783232.html о том, что Греция должна принять и применять механизм коррекции государственных финансов с целью «обеспечить достижение» их нерационального и нереалистичного роста, а также целевых показателей по приватизации. Этот механизм институционально закрепит жесткую бюджетную экономию и обнищание греческих рабочих в частном и государственном секторах экономики и дожмет до нуля степень свободы в формулировании национальной экономической политики.
Вторым аспектом является реструктуризация долговых претензий кредиторов как средство для Греции сократить свой дефицит финансирования и свои потребности в заемном капитале. Это решение, в сочетании с тендерными приобретениями государственных долговых обязательств Греции, должно, в теории, вернуть государственный долг страны на путь управляемой и устойчивой эволюции к 2020-2022 году, что будет способствовать постепенному возвращению к рыночному финансированию. Новое соглашение между Грецией и Тройкой характеризуется широким полетом фантазии, но реализма в нем явно маловато. Экономическая, социальная и политическая среда в Греции остается подвижной, поскольку весь курс формирования экономической политики в Греции и в Еврозоне продолжают окружать неопределенность и отсутствие доверия.
За последние два десятка (или около того) лет греческая экономика была трансформирована в экономику, чей рост был движим спросом/предложением, которая в большой степени полагалась на накопление долга при наличии существенных структурных дефицитов в системе производства, которые неуклонно подрывали конкурентоспособность страны и ее внешнее положение. Эта экономическая модель, не имевшая своего внутреннего механизма устойчивого создания дохода, воспринимается инвесторами как имеющая высокий кредитный риск и высокую маржу безопасности по новым займам, особенно с учетом нынешней архитектуры Еврозоны, в которой не предусмотрена организация, играющая роль «кредитора на крайний случай».
Изначально, мировой финансовый кризис, а затем и кризис государственного долга, побуждал Грецию пойти путем снижения использования кредитов как источника финансирования, что негативно повлияло на спрос и экономический рост, снизив кредитное доверие к стране и ее платежеспособность на частных рынках государственных облигаций. Более того, ловушка жесткой экономии Тройки, в которую страну загнали соглашения о государственной помощи банкам, стала причиной значительного снижения внутреннего спроса, углубления спада экономики и сведения до минимума любой возможности восстановить кредитное доверие к стране и ее платежеспособность. На Рисунке 1 показан резкий скачок уровня безработицы, отражающий ту экономическую и социальную катастрофу, которая разразилось в Греции из-за первых двух Меморандумов Тройки.
Рисунок 1: Динамика уровня безработицы в Греции,
2004-2012
Источник: Греческое статистическое агентство, Исследование трудовых ресурсов, июль 2012.
Более того, структура долга государственного сектора греческой экономики не была устойчивой и раньше, не стала устойчивой после «стрижки» в марте 2012 года и не станет устойчивой после решения Еврогруппы, принятого в ноябре 2012 года. До тех пор, пока долг Греции считается неустойчивым, проблемы с ликвидностью и платежеспособностью будут возникать, быстро множится и распространяться на всю экономику, которая продолжит развиваться путем «дефляции долга» с катастрофическими последствиями для занятости, роста и накопления богатства, заводя страну в тупик. Нынешняя ситуация в Греции являет собой цикл саморазрушения, характеризующийся крайне жесткой политикой в области государственных финансов и доходов населения и экономическим спадом, которые подрывают способность страны погасить свои долговые обязательства. Этот обреченный на провал цикл вкупе с одержимостью Тройки идеей повышения налогов и сокращения бюджетных расходов, когда экономика еще не выбралась из глубокого спада, удерживают Грецию в «ловушке дефолта», которая повышает валютный риск страны, а также хрупкость и нестабильность греческой банковской системы.
Вышеупомянутые факторы подводят к выводу о том, что Греции срочно нужна новая стратегия. Экономическое обоснование этой стратегии должно полностью отличаться от того, что содержится в Меморандумах Тройки, составленных под влиянием иллюзий, экономических интересов и федерального политического цикла Германии. Новая стратегия должна быть реализована последовательно, и безотлагательно, чтобы направить Грецию к выходу из экономического, социального и финансового кризиса, к устойчивому росту и стабилизации государственного долга. Учитывая сложившуюся на сегодня архитектуру Экономического и Валютного Союза (ЭВС) ЕС, эта стратегия должна опираться на три главных стержня.
Для восстановления кредитного доверия и платежеспособности Греции в первую очередь необходимо создать ожидания того, что греческая экономика способна генерировать первичный профицит бюджета (превышение доходов над расходами до выплаты процентов по долгам), который позволит ей выполнить если не все, то большую часть своих ежегодных долговых обязательств. Чтобы это произошло, необходима новая реструктуризация государственного долга страны. Она должна включать существенную «стрижку» номинальной суммы долга, близкую к нулю процентную ставку и значительное увеличение периода, в рамках которого Греции предстоит выполнить соглашения по выплате процентов и основной суммы долга. Экономическое выживание Греции предполагает, что ежегодные обязательства по обслуживанию долга снизятся до экономически и социально посильного для страны уровня. Более того, устойчивость в достижении первичного профицита в огромной степени зависит от экономического роста. Любая попытка добиться первичного профицита в застойной и угнетенной экономике посредством мер жесткой экономии обречена на провал, который будет иметь негативные экономические и социальные последствия и не решит проблему восстановления платежеспособности и кредитного доверия.
Кроме того, политика жесткой экономии тормозит корректировку государственных финансов Греции и реализацию жизненно важных реформ в системе производства. Причина в том, что эта политика ведет к спаду в экономике, что отрицательно воздействует на ожидания рынка в отношении перспектив выхода страны из «ловушки дефолта», отпугивая потенциальных инвесторов, как внутренних, так и зарубежных. Пока порочный круг «ловушки дефолта», при котором экономический спад, жесткая бюджетная экономия и снижение доходов населения питают друг друга, остается неразорванным, перспективы выхода Греции на целевые показатели по снижению дефицита бюджета и стабилизации долга будут ослабевать, подпитывая, таким образом, негативные ожидания на рынках. Тем не менее, в условиях нынешнего спада греческой экономики и действующих в ней ограничений, связанных со снижением ликвидности и платежеспособности, любой сдвиг в сторону более экспансионистской позиции в отношении государственных финансов и доходов не представляется практически осуществимым. Следовательно, возникает вопрос: существует ли какой-нибудь институт, способный стабилизировать макроэкономическую систему и финансовую систему греческой экономики в краткосрочной перспективе и создать условия для достижения в стране первичного профицита для выполнения посильных долговых обязательств?
Мой ответ – утвердительный, и таким институтом являются программы «Работодателя на крайний случай» (РКС) Хаймана Мински (см., например, Minsky 1986, Papadimitriou and Minsky 1994), которые представляют собой уникальные противоциклические инициативы правительства, демонстрирующие рост и сокращение бедности. Прямое создание рабочих мест является предпочтительным макросоциальным политическим ответом на слепую веру Тройки в гипотетический рост занятости вследствие гибкости рынка труда и постепенного отказа от минимальной заработной платы. Этот политический ответ может оперативно продвигаться в форме «Программ гарантирования занятости» (ПГЗ), нацеленных на направление ресурсов для адресной поддержки определенных категорий населения, например, молодежи и женщин, а также конкретных регионов, посредством создания рабочих мест в сфере услуг по уходу и детскому развитию, очищению и восстановлению окружающей среды и защите ее от пожаров, социальных услуг и услуг в области здравоохранения, которые дают более высокие экономические мультипликаторы, чем традиционные инфраструктурные рабочие места в государственном секторе (см. Antonopoulos et al. 2011). Однако финансирование ПГЗ требует создания фонда РКС. Практическими источниками финансовых средств для этой цели являются поступления от борьбы с уклонением от налогов, утилизации государственной собственности, процент от первичного профицита бюджета и буферного запаса наличных средств Казначейства, а также структурные фонды ЕС. Масштабы ПГЗ будут зависеть от размера фонда РКС.
Программы гарантирования занятости могут действовать как механизм обеспечения ликвидности, который даст положительные макроэкономические результаты в той степени, в какой они создадут потоки доходов для населения и станут стимулировать внутренний спрос. В этом смысле ПГЗ могут оказаться тем самым недостающим звеном, которое свяжет выход страны из «ловушки дефолта», снижающий валютный риск, рост занятости, подкрепляющий социальное единство и стабильность, и выход экономики из затяжного спада, – создавая условия для положительных и высоких темпов роста и устойчивого первичного профицита. Кроме того, снизится соотношение между государственным долгом и ВВП, доля убыточных займов, выданных семьям безработных, и доля обанкротившихся фирм в банковской системе, что повысит финансовую стабильность в стране, ее платежеспособность и уровень кредитного доверия и снизит ее валютный риск.
Помимо институционально заложенных изменений в налогово-бюджетной политике с немедленными результатами в плане сворачивания введенных ограничений и сокращений, Греции также нужна новая модель роста. Долгосрочная политика роста должна, начиная с сегодняшнего дня, быть нацелена на реформы, которые станут содействовать переходу к новой, ориентированной на экспорт экономике с более высоким уровнем структурной конкурентоспособности. Эти реформы должны быть сосредоточены на изменении структуры производства и перераспределении ресурсов в пользу современных промышленных отраслей, например, зеленой энергетики и производства органической сельскохозяйственной продукции, а также отраслей, замещающих импорт. Тем не менее, наиболее важным изменением для развития Греции является изменение доминирующей культуры предпринимательства. Последние должны стремиться к получению прибыли от инвестиций в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Прим. редактора), расширение производства, увеличение доли рынка, деятельности, ориентированной на экспорт, нацеливаясь на более широкие масштабы накопления капитала вместо того, чтобы наживаться на механизмах перераспределения доходов, таких как уклонение от налогов и поглощение структурных средств ЕС, финансирующих демонстративное, расточительное потребление.
Скачать статью в формате PDF
Гиоргос Аргитис является доцентом макроэкономики в афинском университете. Его интересы в области исследований включают политическую экономию и международную политическую экономию. Он опубликовал книги и статьи по валютной и финансовой экономике, распределению доходов и экономике Греции, вдохновленные его размышлениями о таких людях, как Маркс, Веблен и Кейнс.
Источники
Antonopoulos, R., Papadimitriou, D. and Toay, T. (2011). Direct Job Creation for Turbulent Times in Greece, Research Project Report, The Levy Economics Institute of Bard College, Annandale-on-Hudson, Observatory of Economic and Social Developments, Labour Institute, Greek General Confederation of Labour, November.
Minsky, P. Hyman (1986). Stabilising and Unstable Economy, Yale University Press.
Papadimitriou, D. and Minsky, H. (1994). Why not give full employment a chance? Hyman P. Minsky Archive. Paper 173, The Levy Economics Institute of Bard College, Annandale-on-Hudson.