Гайе Йилмаз |
Зейнеп Екин Аклар |
С 2008 года происходит усиление давления на оппозионное и профсоюзное движение в Турции. На сегодняшний день более 6000 человек находятся в тюрьмах лишь за то, что имеют мнение, отличное от мнения турецкого правительства. Так, с конца марта 2012 года, более 100 журналистов и художников, 40 профсоюзных активистов, 1000 несовершеннолетних, 600 студентов, преподавателей и тысячи активистов курдского движения провели в тюрьме по несколько месяцев без суда и следствия. По данным на 25 июня 2012 года, арестован 71 член профсоюза курдской Конфедерации профсоюзов государственных служащих (KESK). Впервые со времен военного переворота 1980 года был задержан лидер Конфедерации Лами Озген (Lami Özgen).
С 2009 года более 4000 человек были арестованы по обвинению в том, что они являются членами или оказывают поддержку Союзу курдских общин (СКО), который был официально признан "незаконной" политической организацией. Также усилился нажим и на интеллектуальные слои общества. Членам профсоюза профессору Бурсе Ерсанли (Büşra Ersanlı) и Рагипe Зараколу (Ragıp Zarakolu), в отношении которых в настоящее время ведется судебное разбирательство, возможно, грозит до 20 лет лишения свободы, если стороне обвинения удастся добиться своего. Еще никогда в истории Турции неолиберализм и неоконсерватизм так тесно не дополняли друг друга, как это происходит сейчас. Это результат неоисламистской и неолиберальной политики, проводимой правящей Партией справедливости и развития (ПСР).
Правительство ПСР, рассматривает себя в качестве одной из основ государственной власти и стремится перестроить турецкое общество в целом. Для этого оно намерено превратить все массовые демократические организации, и, в частности, профсоюзы, в структуры, которые можно будет легко взять под контроль, лояльные к неолиберальной и неоконсервативной политике.
В таких условиях профсоюзы находятся под давлением и подвергаются репрессиям. KESK стала одной из организаций, преследуемых правительством ПСР. Причина состоит в том, что, несмотря на свою относительно небольшую численность (220 000 человек), профсоюз занимает активные, боевые позиции в обществе. С момента своего создания в 1995 году Конфедерация непрестанно подвергалась преследованию со стороны всех правительств, находящихся у власти. Однако именно с 2008 года атаки на профсоюз становятся все более систематическими.
Можно утверждать, что репрессии в отношении профсоюза проводятся по трем направлениям. Во-первых, была ограничена сфера профсоюзной деятельности. Нарушаются основополагающие права профсоюзов. Во-вторых, был расширен круг лиц, подвергающихся давлению. Первоначально, репрессивные меры были направлены, в основном, против рядовых профсоюзных активистов. Но, в последнее время, правительство подняло планку и подвергает преследованию лидеров, находящихся на выборных профсоюзных должностях даже на уровне конфедерации. Наконец, у репрессий есть и гендерный аспект. За последние три года число женщин среди арестованных членов профсоюза было удивительно высоко. Среди них 7 секретарей KESK и ее членских организаций.
Мы считаем, что у репрессий, направленных против профсоюзов, и, в частности, против KESK, есть три причины, которые тесно связаны с политической повесткой дня в Турции: с курдским вопросом, классовой борьбой и с женским движением.
Курдский вопрос
Курдский вопрос связан с отказом в признании национальной идентичности более чем 20-ти миллионного курдского народа. Это касается права курдов на использование родного языка, их политических, гражданских и профсоюзных прав. В соответствии с принципами, лежащими в основе деятельности Конфедерации, KESK выступает против любых проявлений национализма и расизма, и всегда находится на стороне тех, кто подвергается угнетению и дискриминации. Конфедерация требует государственного финансирования коммунальных услуг, а не военных расходов. Правительство же прибегает к военным методам «решения» курдского вопроса, тогда как KESK убеждена, что историческая задача и ответственность состоит в том, чтобы отстоять мирный подход к его решению. Поэтому KESK всегда выступает против применения военной силы и заняла четкую позицию в отношении убийства 35 гражданских лиц (17 из которых были детьми), во время воздушных ударов, нанесенных в ходе военной операции в области Улудере (Uludere)28 декабря 2011. В этой юго-восточной области Турции проживает, в основном, курдское население.
Классовая борьба
В такой социально-политической обстановке усиливается борьба с реальными профсоюзами c целью блокировать их деятельность. Осуществляется политика, явно направленная на разрушение профсоюзов. Членов KESK вынуждают переходить в другие профсоюзы, менять место работы. Их помещают под стражу и держат в тюрьме за такие «преступления» как распространение информационных материалов и пресс-релизов, за проведение демонстраций в такие международно-признанные дни политических действий как 1 Мая. Правительство ПСР стремится к созданию подконтрольных государству профсоюзов. В то время, когда под нажимом неолиберальной политики, распространившейся по всему миру, происходит ослабление профсоюзного движения, численность прогосударственной Конфедерации профсоюзов Memur-Sen возросла на 1230% с тех пор, как ПСР пришла к власти, активно сотрудничая с чиновниками государственных учреждений и муниципалитетов. При этом, в настоящем профсоюзном движении не существует реальных предпосылок для подобного роста.
Несмотря на жесткие репрессии, настоящие профсоюзы Турции оказывают сопротивление и ведут борьбу против неолиберального наступления. Члены исполкома KESK, рядовые члены профсоюза и даже работники аппарата Конфедерации арестовываются; в штаб-квартирах KESK в Анкаре полиция дважды в течение одного месяца провела обыски, конфисковав компьютеры и документы. Основные же средства массовой информации воспользовались этим инцидентом, чтобы нанести вред репутации KESK, освещая подробнейшим образом историю с обысками, хотя, обычно, крайне редко сообщают о мероприятиях, проводимых KESK. Совершенно очевидно, что таким образом власть пыталась оказать давление не только на KESK. Это была попытка запугать работников государственных учреждений, борющихся за профсоюзные права и свободы, выпад против классовой борьбы, которую ведет KESK за власть демократии и труда. На допросах задержанным задавались такие вопросы как: «Почему вы член профсоюза?», «Почему вы выходите на забастовку?», «Почему вы участвуете в профсоюзных заседаниях?», «Почему вы выкрикиваете лозунг: «ПСР нас не запугать!»?». Многие международные профсоюзные конфедерации, и, в первую очередь, Международная конфедерация профсоюзов (МКП), Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП) и Международный интернационал общественного обслуживания (PSI) направили письма протеста на имя премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и выразили свою солидарность с KESK[1].
Женское движение
Женское движение Турции, состоящее из различных местных и национальных женских организаций и женщин-членов профсоюзов, было одним из самых боевых и заметных источников роста социально-политической активности. Наиболее острая тема, к которой обращено современное женское движение Турции - это убийства женщин. За время пребывания у власти правительства ПСР, по данным Министерства юстиции[2], количество убийств женщин увеличилось на 1400% с 2002 по 2009 год. Все чаще женщины становятся жертвами убийств и систематического насилия. Рост насилия на рабочем месте, сексуальные домогательства и моббинг являются индикатором роста насилия в обществе по отношению к женщинам. Но, несмотря на столь неблагополучную ситуацию, женское движение становится все активнее на всех уровнях. Прежде всего, это заметно во время уличных акций протеста. Каждый акт насилия в отношении женщин следует рассматривать как выпад против всего женского движения. 29 мая 2009 года были арестованы 10 активисток курдского движения. Среди них были секретари KESK и Профсоюза работников образования (Egitim-Sen), входящего в KESK. В этом году было арестовано еще 9 курдок, включая новоизбранных секретарей KESK, Профсоюза работников здравоохранения и Профсоюза муниципальной торговли.
Заключение
Главное отличие между репрессиями прошлых лет и тем, что происходит сейчас, состоит в том, что теперь они осуществляются под видом борьбы за демократию и демократические свободы. Эта ситуация ослабляет оппозицию и дезориентирует международное сообщество. Понятие «терроризм» используется в качестве предлога для введения любых запретов, репрессий и арестов. Все несогласные арестовываются и осуждаются по обвинению в «терроризме». Любая деятельность ставится под сомнение с юридической точки зрения, однако никто не задается вопросом, насколько справедлива современная правовая система, которая была существенно изменена введением института специально уполномоченных прокуроров и специализированных судов. Люди арестовываются по субъективным обвинениям, предъявляемым прокурорами и службой безопасности. И могут пройти годы прежде, чем будет доказана необоснованность обвинения.
KESK – профсоюзная организация, но в своей работе она не ограничивается только теми проблемами, с которыми сталкиваются ее члены на рабочих местах. KESK не только верит в необходимость профсоюзной борьбы, борьбы за права женщин, за право на национальную самоидентичность, за мирное разрешение курдского вопроса, за свободу убеждений и вероисповедания, за демократию, справедливость и равенство - она сама является активным участником этой борьбы. KESK пришла к более глубокому пониманию этих тем, благодаря своим членам - участникам женского движения, курдам, алевийцам и другим активистам, всем, кто осознает проблемы, существующие в обществе и борется за мир, демократию и равенство.
http://www.ei-ie.org/en/news/news_details/2081
http://www.world-psi.org/en/15-public-sector-trade-unionists-have-been-arrested-turkey
[2] http://bianet.org/bianet/kadin/132742-kadin-cinayetleri-14-kat-artti
Скачать статью в формате PDF
Зейнеп Екин Аклар (Zeynep Ekin Aklar) с ноября 2011 года работает специалистом в проекте Фонда образования матери и ребенка. В 2006 - 2008 году она была профсоюзным экспертом KESK.
Дополнительная информацияПисьмо Шаран Барроу, Генерального секретаря Международной конфедерации профсоюзов, премьер-министру Турции по поводу задержаний членов профсоюза (71 человек), прошедших в 20 городах по всей территории Турции 25 июня 2012 году, может быть загружено здесь.