Стивен Кэмпбелл |
Некоторые весьма хаотичные события на конференции ярко высвечивают новый набор задач, встающих перед рабочими Мьянмы в силу того, что процесс либерализации открыл двери для различных действующих лиц, которые стремятся определить направление дальнейшего развития рабочего движения в стране. В первый день конференции газета Мьянма Таймс сообщила, что некоторые из организаций, принимавших участие в конференции, выразили озабоченность по поводу того, что в зале, как им представляется, появилось большое число незнакомых лиц. Примечательно, что эту тревогу выразили члены влиятельного движения Студенты поколения-88, известной группы бирманских активистов и бывших политзаключенных. В статье, опубликованной в Мьянма Таймс, отмечается:
Некоторые члены [Студентов] Поколения-88 и делегаты-рабочие выразили сомнение в том, что все участники конференции являются представителями зарегистрированных организаций трудящихся, полагая, что некоторое число участников, возможно, было «подсажено» с целью повлиять на выборы делегата от Мьянмы на Международную конференцию труда в Женеве, которая пройдет в июне.Видеоматериал радиостанции Свободная Азия, снятый в первый день конференции, содержит дополнительные подробности. В нем Генеральный секретарь Федерации профсоюзов Бирмы (ФПБ, недавно переименованной в ФПМ) У Маунг Маунг с ожесточением заявляет, что не станет принимать участия в конференции, которая «проходит без правил», и, далее, что отдельные лица и организации, прибывшие с ним на конференцию, являются настоящими рабочими и организациями рабочих. У Маунг Маунг затем покидает зал конференции вместе с группой своих сторонников. После того, как У Маунг Маунг вышел из зала, члены ряда оставшихся организаций трудящихся пояснили, что ФПМ и организации, которые Федерация привезла с собой на конференцию, «не имеют никакого признания» в Мьянме.
Очевидно, произошло следующее (я на конференции не присутствовал): некоторые участники конференции заявили, что ФПМ заплатила, чтобы привезти на конференцию людей, не принадлежавших к существующим организациям рабочих, с целью добиться, чтобы делегатом от Мьянмы на предстоящую конференцию МОТ в июне был избран член ФПМ.
Возвращение У Маунг Маунга после более чем двадцатилетней ссылки и попытки ФПМ утвердиться в качестве одного из значительных игроков среди национальных организаций трудящихся с самого начала вызвали противоречия. В декабре прошлого года бирманское информационное агентство Phophtaw News сообщило, что Профсоюз промышленных рабочих Мьянмы (MITU) отклонил приглашение ФПМ принять участие во встрече в Янгоне с Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), делегация которой прибыла в страну с визитом, планируя открыть в Мьянме свое представительство. Председатель MITU У Йэ Кьо Ту (U Ye Kyaw Thu) заявил, что причиной отказа принять приглашение ФПМ было то, что «ФПМ не пользуется никаким признанием в Мьянме». Этому предшествовало заявление Федерации работников сельского хозяйства и фермеров Мьянмы (AFFM), в котором это объединение указало, что «не станет членов ФПБ, потому что они [членские организации AFFM] не хотят оказаться под их [ФПБ] контролем». Примерно в то же время информационное агентство Phophtaw News сообщило о критике, высказанной рядом бывших членов ФПМ, заявивших, что ФПМ «не придерживается истинно демократической системы, и ее жесткая иерархия привела к дисбалансу в процессе принятия внутренних решений».
Несмотря на эту критику, У Маунг Маунг и ФПМ пользуются сильной поддержкой со стороны крупных международных организаций трудящихся, таких как МКП и АФТ-КПП. Действительно, ФПМ остается главным местным партнером, через которого эти организации осуществляют свои контакты с рабочим движением Мьянмы. МКП, например, членом которой является ФПМ, назвала У Маунг Маунга «лидером профсоюзного движения страны». Аналогичным образом, АФТ-КПП с похвалой пишет, что «У Маунг Маунг провел последние двадцать четыре года, взращивая бирманское профсоюзное движение из своей ссылки в Таиланде».
Учитывая тесные отношения с МКП и АФТ-КПП, подход ФПМ к профсоюзному объединению трудящихся, в основном, следует той консервативной модели, которую установили эти организации. В своем недавнем исследовании, посвященном ФПМ, Деннис Арнольд (Dennis Arnold) пишет о принятом в этой организации подходе «сверху вниз»:
ФПБ (ФПМ) избрала более традиционный, иерархический подход к роли профсоюзного движения в демократическом обществе, основанный на принципах трехсторонности, наличии отраслевых профсоюзов и отведении государству роли посредника в отношениях между трудом и капиталом... [подход] который отодвигает на задний план политический или социально активный тред-юнионизм, отдавая предпочтение сотрудничеству и экономическим договоренностям между трудом и капиталом.Хотя члены Студентов поколения-88 и были среди тех, кто выказывал обеспокоенность по поводу ряда участников конференции, подход к вопросам труда, пропагандируемый (по крайней мере, некоторыми) членами этой группы не отличается радикально от подхода ФПМ. Ко Ко Гий, например, видный член Студентов поколения-88, который оказался вовлеченным в вопросы рабочего движения, заявил в прошлом году:
Союзы рабочих сегодня нужны, как никогда. Также и владельцам предприятий нужно быть умнее. Им необходимо понять, что союзы рабочих существуют не для того, чтобы противостоять владельцам. Они – просто группа, которая будет в рамках переговоров решать проблемы, возникающие между владельцами и работниками. И мы, активисты, поможем им добиться лучшего будущего. Проблемы между работниками и владельцами сродни семейным ссорам. Независимо от того, насколько члены семьи не согласны друг с другом, им приходится встречаться. И у владельцев и работников то же самое. Владельцы не могут вести свой бизнес без рабочих, рабочие не могут жить без владельцев.В ситуации, когда конкурирующие между собой организации стремятся определить будущее рабочего движения Мьянмы, трудящиеся страны пошли своим путем и избрали более конфронтационный подход. Наиболее заметно это проявилось в волне забастовок, которая поднялась в первой половине прошлого года. На протяжении мая и июня 2012 года, на забастовку, по сообщениям, вышли работники 90 фабрик в районе Янгона. Только в мае 2012 года, как сообщают, «36.810 работников на 57 фабриках объявили забастовку, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда». В числе акций, проведенных в это время, работники фабрики по производству париков компании Hi-Mo захватили свое предприятие, забаррикадировали менеджеров фабрики в их офисе и негодующими криками прогнали правительственного чиновника, присланного для того, чтобы разобраться с забастовкой. На другом предприятии двадцать пять сталелитейщиков в Хмауби объявили голодовку, требуя повышения заработной платы.
В странах, где профсоюзы уже давно стали привычным институтом, расхождение между конфронтационным подходом рабочих и консервативным подходом профсоюзных чиновников разожгло попытки демократизировать застойные профсоюзы «снизу» или создать альтернативные движения рядовых работников, которые совершенно минуют существующие профсоюзные структуры. По контрасту с этим, в Мьянме сотни новых профсоюзов, возникших за последний год, остаются, в основном, мелкими объединениями на уровне одного предприятия. В них еще не сформировалась бюрократическая прослойка освобожденных профсоюзных чиновников, которые заявляют, что представляют интересы трудящихся. В данный же момент трудящиеся Мьянмы располагают относительной свободой для самостоятельного выбора того направления, по которому пойдет развитие рабочего движения в их стране. Однако такое положение вещей не может длиться долго, если эти объединения рабочих окажутся под влиянием отдельных лиц или организаций, ищущих для себя роли посредников между трудом и капиталом. Поэтому многое зависит от того, насколько трудящимся Мьянмы удастся сохранить свои новые профсоюзы полностью под контролем рядовых членов, когда полномочия принимать решения они твердо держат в своих руках.
Скачать статью в формате PDF