|
Паулу Эдуарду де Андраде Балтар |
Восстановление покупательной способности
За два президентских срока Луиса Игнасио Лула да Силва («Лула») разница в доходах в Бразилии в соответствии с коэффициентом Джини ненамного сократилась с 0,58 в 2002 году до 0,55 в 2008. Гораздо более значительным является изменение в структуре рынка труда, очень позитивно повлиявшее на снижение уровня бедности. Число живущих в условиях бедности сократилось до 41,5 млн человек в 2008 году (с 34,3 % до 21,9 % от всего населения страны). Число лиц, живущих за чертой бедности, сократилось с 26,1 млн человек в 2003 году до 13,9 млн человек в 2008 году (с 14,6 % до 7,3 %).
Восстановление покупательной способности минимальной заработной платы в данном случае имело решающее значение. Этот процесс стал набирать обороты в 2005 году, когда федеральное правительство взяло курс на его продвижение. В период с 2003 по 2008 год рост минимальной заработной платы опередил рост инфляции, значительно улучшив финансовое положение работников, составляющих основание пирамиды доходов (38,3 %). Правительство приняло стратегию ежегодной корректировки, при которой учитывается прошлый уровень инфляции и добавляется средний показатель роста ВВП за два предыдущих года. При этом наблюдалось повышение реальной средней заработной платы, хоть и небольшое, но имеющее важное значение. Покупательная способность при этом выросла на 23,5 %.
Легализация рабочих мест
Ускорение среднего темпа роста ВВП за период с 2004 по 2008 год привело к значительным положительным результатам: возросло число работников трудоспособного возраста на рынке труда, уровень безработицы пошел на спад. В то же время удельный вес неофициальной занятости, самозанятости и неоплачиваемого труда снизился. Доля официальной занятости экономически активного населения (включая безработных) в возрасте от 15 лет и старше выросла с 36,1% в 2004 году до 40,9% в 2008 году. Особенно значительным было увеличение количества официальных рабочих мест, на которых занята молодежь. Это очень важно, так как легализация рабочих мест переводит работников в рамки трудового права и социального обеспечения. Более 95% всех открытых официальных рабочих мест являются постоянными с бессрочными трудовыми договорами. Однако гарантий полной безопасности рабочих мест нет. Работодатели в Бразилии используют «гибкие» возможности в вопросах найма и увольнения работников. Например, в 2009 году в разгар кризиса, был создан почти 1 млн рабочих мест при общем числе в 33 млн зарегистрированных рабочих мест в Бразилии. Однако это число показывает только чистый прирост количества рабочих мест: при 15,2 млн увольнений – 16,2 млн новых наймов.
Опыт Бразилии опровергает частое предположение о том, что введение минимальной заработной платы может привести к новым увольнениям и инфляционному давлению. Наоборот, результаты исследований подчеркивают необходимость общественного регулирования национального рынка труда. В Бразилии работники, имеющие официальную занятость, не могут получать заработную плату ниже установленного законом минимума. Однако минимальная заработная плата является ориентиром для большинства работников, занятых неофициально, а также для самозанятых лиц. Перерасчет минимального заработка оказал позитивное влияние на переговоры по заработной плате, особенно по установлению минимума для некоторых категорий работников.
Перераспределение доходов
Введение положений о социальном обеспечении стало еще одним важным средством перераспределения доходов. Система, не предусматривающая уплату взносов, позволила поставить материальное положение сельскохозяйственных работников вровень с положением городских работников, и система долгосрочных денежных выплат увеличила доход некоторых групп малоимущих. В обоих случаях доход не мог быть ниже установленной законом минимальной заработной платы (в соответствии с общими социальными принципами по выплате пенсий и страховых пособий). Однако подробно разработанная политика перерасчета минимальной заработной платы не устранила недостатки системы социального обеспечения, в то время как благоприятное экономическое положение и увеличение числа официальных рабочих мест способствовали росту государственных доходов. С другой стороны, повышение покупательной способности сельских пенсионеров и других малоимущих получателей государственных пособий привело к увеличению реального дохода в небольших населенных пунктах, особенно на северо-востоке страны, долгое время находившемся за чертой бедности. Более эффективная система социального обеспечения также косвенно способствовала улучшению ситуации на рынке труда, а гарантии получения пособий для пожилых людей позволили им прекратить поиски работы. Также это позволяет многим несовершеннолетним, находящимся в материальной зависимости, избежать преждевременного начала трудовой деятельности, что ведет к снижению использования детского труда.
Различные условные схемы перевода средств были объединены в единую Программу финансирования семьи, действие которой в данный момент распространяется более чем на 1 млн семей. В соответствии с этой программой осуществляется выплата денежных пособий семьям с доходами ниже установленной нормы на душу населения, что позволяет избежать случаев крайней бедности. В свою очередь, такие семьи берут на себя обязательство обеспечивать посещаемость школ своими детьми, своевременное обращение за медицинской помощью беременных женщин и новорожденных детей, а также запрет своим детям на участие в детском труде. Эта программа введена для оказания временной помощи нуждающимся семьям, чтобы у них была возможность найти для себя лучшее применение на рынке труда. Тем не менее, даже в период экономического роста и увеличения числа рабочих мест с 2004 по 2008 год подавляющее большинство семей были не в состоянии выполнить условия по выходу из этой программы.
Страхование от безработицы является еще одним важным инструментом системы социальной безопасности. Несмотря на рост уровня занятости в 2004 – 2008 годах, число лиц, получающих пособие по безработице, выросло. Это произошло из-за того, что усиление легализации рабочих мест, увеличившее число застрахованных по безработице, не сопровождалось снижением текучести кадров. Увеличение расходов на пособие по безработице также является результатом реального повышения минимальной заработной платы, так как размер минимального пособия равен размеру минимального заработка.
Пособия по безработице помогли сохранить покупательную способность домашних хозяйств в самый тяжелый период экономического кризиса конца 2008 – начала 2009 года. Также выплата пособий способствовала продвижению достойного труда в Бразилии, так как пособия избавляли работников от необходимости вступать в рабские трудовые отношения в течение времени, необходимого для их интеграции на рынке труда.
Роль профсоюзов
Несмотря на то, что в Бразилии существует семь профсоюзных центров и более 1600 профсоюзов, рабочее движение страны за последние годы продемонстрировало единство во время коллективных действий. Даже во время кризиса 2008-2009 годов, большой части категорий работников удалось путем коллективных переговоров добиться увеличения покупательной способности своих зарплат. Соотношение сил на коллективных переговорах существенно изменилось, начиная с 2003 года. Работникам больше не приходится отказываться от своих прав в обмен на гарантии занятости. Перезапуск программы развития в Бразилии значительно сместил внимание профсоюзов в сторону возвращения утраченных прав и выдвижения более широких требований, в частности, требований за установление 40-часовой рабочей недели.
Отношения профсоюзов с правительством, таким образом, продвинулись сильно вперед, этому способствовало социальное «происхождение» президента Лулы и законодательство 1988 года об усилении социального партнерства.
Реальная программа развития
Рынок труда в Бразилии все еще сталкивается с существенными структурными проблемами, но вместе с тем есть все возможности для устойчивого развития на ближайшие годы. Доказательством этому являются политика экономического развития, программа по активному развитию промышленности, координация действий по разрешению инфраструктурных проблем, охрана окружающей среды, развитие общественных служб, создание системы поставок, инвестирование средств в развитие науки и технологии, а также реструктурирование государства. Существуют возможности для обеспечения гарантий занятости, а также для общественного регулирования труда и социальной защиты. Необходимо укрепление государственных учреждений для усиления борьбы с мошенничеством на рынке труда. Конвенция МОТ №158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» должна применяться для выявления незаконных схем уклонения от налогов. Хотя Бразилия ратифицировала эту Конвенцию в 1995 году, уже в 1996 году ее условия перестали выполняться. Необходимо проведение профсоюзной реформы, призванной увеличить профсоюзное представительство и гарантировать право работников на самоорганизацию на рабочих местах. Также очень важным является продолжение программы по пересчету заработной платы, частично это касается минимальной заработной платы.
В Бразилии есть все возможности для создания модели развития, распределяющей доходы и позволяющей своим гражданам чувствовать себя достойно.
[1] Baltar et al, Moving towards Decent Work. Labour in the Lula government: reflections on recent Brazilian experience, Berlin 2010.
Скачать статью в формате PDF
Паулу Эдуарду де Андраде Балтар – исследователь Центра трудовой экономики и профсоюзного движения (CESIT) в Экономическом институте Государственного университета Кампинас (UNICAMP) – Кампинас, Сан-Паулу (Бразилия).